Вход на конференцию

Персоналии

Галерея

Техвопросы

 

 

 

 

 НОЖИ ПОСЛЕДНИХ МОГИКАН

Обзор ножей нивхов и айнов

Виталий Дундуков (vitki), Сахалин

 

 

"…Кстати, айнов на сахалине нет уже... слышал, что вроде бы семья есть на Курилах, но это не факт…  
… у них табу на умение плавать, даже спасать нельзя того, кто в воду упал - пусть Хозяин Воды забирает…"

Из рассказов о айнах

      Во время последней поездки на север Сахалина в районы Оха-Ноглики мне любезно разрешили сфотографировать несколько предметов экспозиции Охинского и Ногликского краеведческих музеев. В Охе я сфотографировал только один нивхский нож с разрешения Аллы Викторовны Сиськиной - директора Охинского краеведческого музея (Рис.1) . Еще несколько ножей (Рис.2) мной было сфотографировано в Ногликском краеведческом музее.

 

Фото айнского ножа из музея г. Оха
Рис.1

Нож по нивхски: "тяк'о", "Ттавзэк'о" - большой нож кинжал древних нивхов, "иг'дяк'о" - строгальный нож, "уиг'лан'дяк'о" - табуированный нож, употребляемый для разрезания табуированных частей медвежьего мяса и сала. "Лахть" - большой нож на длинной рукоятке (типа "пальмы"), "аун'эр тяк'о" - ножичек из кости как средство против эпидемии (!) и т. д. Названий и типов ножей довольно у нивхов много, однако сразу бросается в глаза похожесть конструкций нивхских тяк'о и айнских ножей макири. Для сравнения привожу фотографию айнских "макири". Кстати, вполне сравнивать и наконечники копий этих народов (рис.3). Мне встречалась классификация "макири", и думается, что она вполне подходит и для "тяк'о". Формы "макири" у айнов можно разделить на два типа:

  1. Закругленная рукоятка, изгиб клинка начинается от гарды (рис.4)
  2. Закругленная рукоятка, изгиб клинка начинается от средней части (рис.5).

Ножи из краевдческого музея в Ногликах
Рис.2

Наконечники копий айнов и нивхов
Рис.3

Ножи для работы по дереву
Рис.4

Рыбацкие ножи айнов
Рис.5

  У айнов тоже было очень много специфических слов, которыми обозначались клинки и их детали. Сходство форм "тяк'о" и "макири" скорее всего связано с взаимопроникновением культур. Если посмотреть на карту расселения коренных малочисленных народов Сахалина 1926-1929 годов, сделанную Крейновичем, то становится видно, что на юге редкие поселения нивхов соседствовали с поселениями айнов. Как следствие - смешанные межэтнические браки и появление на ноже для пластования юколы национального айнского орнамента (рис. 6,7).

Узор на рукояти айнского ножа
Рис.6

Узор на рукояти айнского ножа
Рис.7

   Держится "тяк'о" как и "макири", двумя основными способами:

- клинком вниз большой палец на скошенной части рукояти, лезвием к себе (рис.8).

- клинком вперед, обратите внимание, мизинец не расположен на одной линии с остальными пальцами, и это очень похоже на хват катаны. Рукоять довольно крепко сидит в руке. Иногда, во время резьбы по дереву, на скошенную часть пятки рукояти перемещается основание ладони (рис.9).

Хват макири лезвием к себе
Рис.8

Хват макири лезвием вперед
Рис.9

  Для иллюстрации использования нивхами ножа, опишу приготовление национального студня - "мос". С юколы снимается кожа и на ночь замачивается для приготовления студня "мос". Кожа каждой рыбы сворачивается при замачивании отдельно и связывается травинкой. Специальная доска для приготовления пищи кладется поперек на специальное корыто для "мос", далее развязывается каждая отмокшая кожа юколы и отдельно обрабатывается. Длинным, узким ножом для разделки юколы счищаются остатки рыбы и чешуи. Неровные края кожи обрезаются. Коже придается вид ровной полоски. Обрезки кожи и чешуя сливают в отдельную посуду вместе с жидкостью, в которой кожа замачивалась. Далее в корыто наливается чистая вода, в которой заново смачивают уже обработанную кожу. Затем, взяв за концы, сильно растягивают кожу руками. Остатки чешуи при этом приподнимаются и их счищают. Потом вновь смачивают кожицу. После чего один конец зажимается зубами, а другой с силой вытягивается левой рукой и на весу проводят ножом от зубов к руке, сверху и снизу последний раз очищая кожу от лишнего. Потом кожа обрезается по направлению от нижней губы к верхней, у самого рта.

   Кусок кожи, который остается в зубах, уходит в посудину с обрезками и чешуей, а готовый кусок кожи сворачивается вместе с еще несколькими другими, перевязывается травой и помещается в подвесной котел. Далее свернутые кожицы варятся, затем растираются в специальном корыте "мосайн'ох'" деревянным пестом в горячей воде, в которой кожицы варились, и в жидком тюленьем жире. В процессе приготовления добавляется по мере необходимости и то и другое. Получается однородная сероватая масса. Когда в массе уже не попадаются кусочки кожи, растирание прекращают и добавляют ягоды, с усилием бросая их в корыто. При броске они должны достигать дна. Ягоды не размешиваются, а остаются во взвешенном состоянии. В настоящее время иногда в "мос" добавляют сгущенное молоко. Постояв некоторое время, жидкость превращается в желеобразную массу, уже собственно "мос".


Рис.10

      В книге "Нифхгу" Е.А Крейнович описывает процесс разделки туши медведя во время медвежьего праздника. Медведь у нивхов - двойник человека в горном мире, и посредник между человеком и миром духов. Крейнович упоминает, что разрезался медведь специальными ножами, хранившимися в колчане, который в свою очередь сохранялся в родовом медвежьем амбаре. Вся разделка происходила только ножами, топор не использовался, ни одну медвежью кость нельзя было повредить или сломать! Некоторые табуированные части только отрывались.

 

      Вот как Крейнович описывает ножи, которыми расчленялась туша медведя:
       "Приглядываясь к тому, в каком строгом порядке, регламентированном древней религиозной традицией членили медведя, я случайно заметил, что на рукоятках одних ножей надеты кусочки кожи с шерстью, а на рукоятках других ножей нет. Я спросил у них, чем это объясняется. Они сказали мне, что на рукоятки ножей одевается только кожа с половых органов медведя, что такие ножи называются "уиг'лан'дек'о" - "табуированными ножами". Ножи эти - без кусочков кожи, простые ножи. На мой вопрос, чем обусловлено такое деление узнал следующее. Медвежье мясо и сало делятся на "уиг'лаф" - табуированные части (места) и не табуированные части. Первые режут только табуированными ножами, вторые - простыми. Табуированные части мяса и сала разрешается есть только мужчинам, не табуированные - женщинам. Женщинам ни в коем случае нельзя есть табуированные части, мужчинам же можно есть и не табуированные. Табуированные части называют еще "азмть инф" - "места мужской еды", а не табуированные же части именуются "шан'к'иньф" - "места женской еды"…" Далее Крейнович перечисляет табуированные и не табуированные части медведя, и табуированные части которые категорически нельзя есть юношам и мальчикам, причем запрет для них касался, например, и лап медведя, которые за исключением нескольких кусков можно было есть женщинам.

Табуированные и простые ножи из музея в Ногликах

   На сделанной в Ногликах фотографии ножей четко видны два табуированных ножа, охинский нож - видимо так же "уиг'лан'дек'о". Честно говоря, я не встречал отдельных исследований нивхских ножей "тяк'о", но думается это весьма интересная тема!

Табуированый нож из Охинского музея

Вадим, Южно-Сахалинск

25.11.2003

Внесу свою лепту:
С 13 века (cо времени последней экспансии айнов) население Сахалина формировалось в результате ассимиляции айнов и аборигенных племен («тончей» из айнских легенд), как следствие – обоюдные заимствования. Археологические материалы охотской культуры (9-й – 12-й вв., до айнского вторжения) также содержат металлические ножи (вероятно, Приамурского и Приморского происхождения). То, что мне посчастливилось увидеть – тонкие (1.5-2 см) цилиндрические деревянные рукоятки около 10 см длиной – видимо, женские ножи.  
Клинки не сохранились, за исключением остатков хвостовика. Интересная деталь на некоторых – длинный шиловидный выступ на конце рукоятки, по мнению некоторых исследователей, применялся для «заглаживания» швов при производстве одежды из рыбьей кожи. В дальнейшем он сохранился на нивхских ножах, но видимо, не использовался по назначению. Интересен материал рукоятки – анализ структуры древесины показал, что это тривиальная хвойная древесина (ель), жалко ссылку на литературу не найду – устное сообщение. Интересно, какие материалы на рукоятках этнографических изделий из других регионов? «Современные» ножи имеют роговую цилиндрическою шайбу между клинком и деревянной рукояткой, для предотвращения растрескивания. Монтаж всадной, на рыбьем клею из вареной кожи лососей (типа как моос делают). Материал клинков: традиционно мягкая сталь (обручи бочек и т.д.). Заточка односторонняя.
 К сожалению,достать аутентичную вещь практически невозможно. Аборигены стремительно теряют навыки. Как говорит один мой знакомый этнограф: "Я могу сделать нарты, но это будут нарты хохлятские, а не нивхские". Подьем национального самосознания носит смешной националистический оттенок и приурочен к нефтегазовым проектам.

  К началу страницы... 

Last update 06.09.2003 Designed by Victor Zamiatin, edited and verified by Innokenty

Хостинг от uCoz