Это
скорее всего "южный" эвенк или тунгус(?), весьма небогат, судя по
всему, может, потому и сОбак "смесовый". ПАЛЬМЫ у них были, а применяли
в основном для просечки зарослей, рубки кустарника. От Мишки в
лесотундровой зоне никуда не денешься, особенно с оленями и весной,
когда он голоден.
Sal прав, всегда предпочитали не связываться. Но если шел явный грабеж
и террор, то техника убоя была только "собачья". Пальма вгонялась в
зверя, после чего юзер банально отбегал, а собаки не давали Мишке
броситься на людей, КСТ, тут лайка В ПРИНЦИПЕ не имеет равных по
храбрости и напору, да она вообще не шибко-то СОБАКА, ИМХО... По городу
идет флегмой, других собак и не воспринимает как равных - обалденно
интересный зверь!
А вот рогатина - оружие индивидуальное, техника другая (потому и
перекрестье), но, похоже, кроме русских деревенских "предсвадебных"
удальцов, никто из нативов ее и не применял - с их точки зрения это
ненужный риск...
Обратите внимание! Ружье на левом плече - им так удобней снимать и
правая всегда при деле.
Вспомнилось
- в копилку терминов.
Нож у северных оленеводов - ХАР, ножны - ХАРСИ. На поясе носили: слева
ХАР, а справа кожаный чехол НАЙСЕ с точильным бруском СИЕ. СПРАВА и
постоянно! Вот где культура ножа!
А вот сзади на ремне на цепочке болтается клык медведя - оберег от злых
духов, приносящий удачу в охоте. (01.04.2003, 19:54:54)
...Обратился
к трудам А.Д. Мухачева - величайшего спеца по северным и таежным
народам (профессор, автор многих книг, в частности - книги "Выживание в
тайге и тундре", где мне повезло скромно поприсутствовать научным
консультантом). Так вот. ПАЛЬМЫ были распространены в просторах
Высюганья (!), в бассейнах Оби, Таза. Перековывались из топоров, взятых
в Мангазее (еще той, первой), назывались они ТЭРА (селькупское), и
имели сугубо боевое и охотничье предназначение. Дело в том, что до
появления огнестрельного оружия ОСНОВНЫМ методом
забоя и заготовки оленя (жизненно важный вопрос) у всех северных
народов (есть и иные методы, но менее продуктивные) был т.н. "ПОКОЛ":
по приметам и опыту карулился момент, и стадо билось (голов в
500) на ПЕРЕПРАВАХ рек. Догоняли на лодках-долбленках, и оленя били
ПАЛЬМАМИ! Били без роздыху и не выная, на скорость, пока все стадо не
драпануло, выйдя на берег! Дело в том, что олень не тонет, у него
шерсть полая внутри - держит. Потом всю эту "поплавочную" массу тащили
всех кагалом уже не спеша к берегу, и заготовлялись всерьез и надолго.
Потому нужно было мощное широкое лезвие ножевого типа, рассекающее
именно шею с одного удара. Это и есть основное действо ПАЛЬМЫ! А уж
потом - мишки, кусты и понты.))) Ну, и междуусобные драчки...
Источник информации: "Путешествие в мир оленеводов" проф. А.Д.Мухачев,
д-р К.А.Лайшев, канд. А.А.Южинов. Новосибирск 2001 ISBN 5-94306-020-0
Кстати, такие методики распостранены были и в Африке, отсюда и сходство
форм БУШМЕНА от Колд Стил с наконечником ПАЛЬМА - едины задачи, по
сути.))
Все не могу
закончить по ПАЛЬМЕ – теперь боевая часть ))) Вообще-то,
склоняются к тому, что слово русского происхождения, -
«палемка (?). У каждого народа было свое название. Нганасан.
«лаку», юкагиры «чомо-чогойа»,
селькупы «теха», удегейцы
«хогдо» и т.д. Существовало 2-3 разновидности.
Якутский «батас» с клинком 50-70 см,
«батыга» – 30-40 см и
«хотокон» – 15-20 см. А.Черкасов
описывает ловкость «пальмовика» (60-е годы 19
века): «Орочоны так ловко действуют пальмой, что, срубив
небольшое деревцо с одного раза, успевают и перерубить его пополам во
время падения, не допустив коснуться земли»!!! Техника
– круговые сметающие движения, рубящие и режущие с захватом
правой возле лезвия, а также разл. варианты подрезаний. Тренировки
– один лежит, другой рубит! ))) Всех этих описаний достаточно
в легендах и преданиях. Сильные бойцы выхватывали пальму противника,
зажимая лезвие под мышкой.
- Эскимосы
обучались технике убийства «под зверя», имитируя
действия и следы хищника. У них же поражение малыми предметами,
втыканию в затылочную ямку иголку или тонкий клык зверя.
- Селькупы
– боевые рукавицы «НОП». Делались для
драк, и шились из кожи осетровых. Снимали мешком, обязательно с костных
наростов-чешуек, ясно, что они сохранялись при покрое.)))
- Боевые
ножи были у чукчей – из китового уса, у юкагиров –
из ребра лося. Вот такая 154СМ…
- Во
многих родоплеменных сообществах существуют боевые танцы с ножом и
копьем. Как система обучения и шлифовки, КАТА, если хотите. КСТ, слова
«игра», «пляска» и
«обучение бою» в большинстве – один
термин. «Эви» или «Ике» у
тунгусов, «Эвикит» у эвенков и т.д. Танцы-комплексы
и напоминали КАТА, но не были систематизированы – строго
индивидуальны, это ТРЕБОВАЛОСЬ, свой стиль под свои особенности!.
Фехтование копьем у чукчей «Пой-гылытыркын»
описывает Богораз В.Г. в книге «Чукчи», 1939 год.
Осваивали с раннего возраста и до пенсии))) В чукотских геройко-боевых
сагах говорится, что размахивать копьем нужно с такой силой, чтобы оно
гнулось, как пучок сырой оленьей шкуры. Фехтование на ножах (заменяемых
на палки) и сейчас еще осталось у нанайцев, ульчей. Палки у ульчи и
нанайцев – в 40 см, делались из тальника, который обкуривали
и тщательно сушили, чтоб звон был!
|