Ниндзя имеют богатый арсенал и. отправляясь
на задание, учитывают все вплоть до
того, какого цвета выбрать меч и кинжал.
Если операция проводится днем, то клинок
выбирается хромированный, отполированный
до зеркального блеска. Это объясняется
тем, что во время поединка в солнечную
погоду соперник старается стать спиной
к солнцу, чтобы избежать ослепления.
Ниндзя позволяет ему занять такую позицию,
но во время боя внезапно ставит клинок
в такое положение, что отраженные от
зеркальной поверхности клинка солнечные
лучи попадают в глаза врага, который
на какое-то мгновение оказывается ослепленным,
и этот миг становится для него роковым.
В темное время, наоборот, блеск клинка
только выдавал бы намерения лазутчика,
демаскируя его. Поэтому ночью ниндзя
применяют окрашенные или оксидированные
клинки. Частным случаем оксидирования
является воронение, которое носит декоративный
характер. Хромированные и вороненые
клинки применяют все школы ниндзютсу.
Однако каждая школа (а к XVII веку их
стало более 70-ти), чтобы подчеркнуть
свое отличие и индивидуальность, использовала,
помимо традиционных, также и клинки
"своего" цвета.
Наиболее известными школами являются:
Гёкко-рю, Дзё-сю-рю, Ёсицунэ-рю, Ига-рю,
Кайдзи-рю, Кога-рю, Косю-рю, Котто-рю,
Кюсим-рю, Мацуда-рю, Мацумото-рю, Накагава-рю,
Негоро-рю, Рикудзи-рю, Синсю-рю, Тогакурэ-рю,
Уесу-ги-рю, Фума-рю, Хагуро-рю, Хаттори-рю.
Рецепты окраски каждая школа хранила
в тайне, однако секреты многих цветов
были разгаданы, и ниже мы приведем способы
окраски клинков в цвета некоторых школ.
Клинки должны быть очищены от всяких
пятен до полной белизны, сначала наждачной
бумагой N00, затем самой тонкой N0000,
или же пробкой, намоченной маслом и
посыпанной наждачной пылью, или так
называемой "стальной шерстью".
Для отполирования затем вытирают
клинки, обсыпают сухим мельчайшим наждаком,
а еще лучше "венской известью",
и трут мягкой суконкой.
Очистив и отполировав поверхности
клинков, надо снять с них малейшие следы
жира (например, от случайного прикосновения
даже сухой рукой). Для этого надо клинки
вымыть мылом, а затем крепким раствором
поташа (углекислый калий) или же слабым
раствором едкого натра или просто золы,
затем отмыть в нескольких водах и насухо
вытереть сухой тряпочкой или чистой
паклей.
Очистить от следов жира можно, тщательно
протирая мокрой тряпкой с просеянной
древесной золой или мелом, обварив затем
кипятком и вытерев сухой, чистой тряпкой.
Для некоторых способов окраски надо
еще приготовить ванну такой длины, чтобы
клинки свободно входили, по ширине достаточно
просторную, см 12 - 13, и глубиной около
11 см. Сделать ее можно из железа, жести,
цинка, даже просто из досок, только
густо залить швы растопленной черной
смолой, канифолью или воском.
Лучше всего
клинки располагать на крепких бечевках,
привязанных за деревянные палки так,
чтобы они висели в ванне, не касаясь
стен и дна ее.
Во
многих случаях наведенный при окраске
на клинки слой окиси надо счищать до
наведения ровного однородного глянца
металлической щеткой. Сделать ее можно
так. Взять самой тонкой ("вязательной")
железной проволоки, нарезав кусками
по 7 см, сложить куски в пачку толщиной,
примерно, в мизинец, крепко перевязать
посредине бечевкой в несколько оборотов,
подравняв один из концов пучка проволок
(слегка постукивая по концам молотком).
Полученную плоскую вершинную площадку
еще притирают самым мелким подпилком
или оселком. Можно также применять мелкие
щетки, служащие для очистки напильников.
Щеткой
трут клинки, не царапая их, но гладя
щеткой в одном направлении, так сказать,
"по шерсти", нигде не оставляя
непротертых матовых мест.
1. Окраска в голубой цвет (Тогакурэ-рю).
Растворить в горячей воде в одном сосуде
0,5% хлорного железа (ferrum chioratum
purum), а в другом 0,5 % красной кровяной
соли, т.е. на одну водочную бутылку
- 3 грамма (kalium femcyanatum); смешав
два равные объема этих растворов в ванне,
погружают туда клинки и держат до желаемого
цвета. Вынув, обмывают клинки холодной
водой, не трогая металла руками, дают
высохнуть и, немного нагрев, осторожно
протирают вареным маслом (олифой) на
мягкой холщовой тряпочке, но не жирно,
и оставляют просохнуть несколько дней.
2. Окраска в сине-черный цвет (Синсю-рю).
Растворяют медный купорос (синий) (cuprum
sulfuricum) до отказа в воде и на каждый
стакан раствора прибавляют по каплям
5-6 капель серной кислоты (acidum sulfuricum).
Погружают в эту ванну клинки, пока они
не получат цвета красной меди. Тогда
их ополаскивают водой, и если это дамасские
клинки, то погружают в 10-процентный
раствор нашатырного спирта (liguor ammonium
causticum) в воде, пока узор Дамаска
не станет яснее: тогда клинки вынимают
и ополаскивают водой.
Далее, в горячей воде растворяют
до отказа гипосульфит (серноватисто-кислый
натр - natrum hyposulfurosum), примерно
200 г на каждый стакан; раствор пропускается
через воронку с фильтровальной бумагой
или с гигроскопической (аптекарской)
ватой. В ванну еще до налитая этого
раствора подвешиваются клинки, не прикасающиеся
ни к стенкам, ни ко дну ванны. В раствор
же, слитый в каком-нибудь сосуде, вливают
соляной или хлоро-водородной кислоты
(adicum muriaticum или adicum hidrochloricum)
2 процента по объему, или 1/4 стакана
кислоты на 12 1/2 стаканов раствора.
При размешивании с кислотой раствор
помутнеет и пожелтеет, и тогда в него,
в горячий, погружают клинки.
Секунд через 5 вынуть клинки, облить
холодной водой и посмотреть, не начала
ли показываться окраска. Если показалась,
то клинки опять погружают в ванну на
полминуты - не более, и опять вынимают,
обливают холодной водой и смотрят.
Когда таким образом окраска окажется
доведенной до желаемой черноты, то клинки
осторожно, не касаясь руками, промывают
в холодной воде. Затем выливают из ванны
использованный раствор гипосульфита
(он может пригодиться еще раз, но с
добавлением снова соляной кислоты),
моют ванну и наливают туда раствор калийных
квасцов (alumen kalium pulvis) в воде:
на каждые 5 стаканов воды полстакана
порошка квасцов.
В этом растворе помещают клинки на
12 часов, затем обмывают холодной водой,
дают высохнуть и, немного нагрев, осторожно
протирают вареным маслом (олифой) на
мягкой холщовой тряпочке, но не жирно,
и, подвесив свободно, дают сохнуть дней
до шести.
3. Окраска в серый цвет (Негоро-рю).
Производится как только что описано
выше, но раствор гипосульфита берется
более слабый, 200 г (1/2 фунта) на 3
1/2 стакана воды, и применяется не в
горячем, а в холодном состоянии.
4. Окраска в буровато-черный цвет
(Мацумото-рю). В сорока частях воды
растворяют две части хлористого железа
(ferrum chloratum purum), 2 части хлористой
сурьмы и 1 часть галловой (чернильноорешковой)
кислоты (acidum gallicum). Этот раствор
кусочком губки или полотна наносят на
клинки, стараясь не пропускать частей
поверхности без покрытия (не и не покрывать
два раза) и не давать стекающих капель,
а покрывать вдоль клинков ровно и однообразно,
равномерно. Повторяют покрытие несколько
раз до желаемого оттенка, промывают
водой, просушивают и протирают олифой.
5. Окраска в черный цвет (все школы).
В полстакана скипидара (терпентинное
масло) по каплям вливают концентрированную
серную кислоту, каждый раз хорошенько
размешивая стеклянной палочкой или трубочкой;
при этом на дне оседает черная
масса. По временам приливают в стакан
немного свежего скипидара. Когда получится
с 1/4 стакана черного осадка, то стакан
оставляют на несколько часов, чтобы
в покое осадок отстоялся поплотнее.
Затем весь скипидар с осадка осторожно
сливают, наливают вместо него воды,
в которой стеклянной палочкой размешивают
осадок, и затем опять дают ему отстояться,
а воду осторожно сливают. Такое промывание
осадка чистой водой повторяют раз по
12- 15, пробуя, вся ли кислота обмыта
(если опущенная в воду полоска лакмусовой
бумаги из лиловато-розовой станет чисто-розовой,
значит, следы кислоты еще не отмыты).
Когда кислота отмыта, переливают
осадок на чистую, тонкую полотняную
тряпочку и отцеживают сквозь нее воду.
Затем осадок наносят на клинки, лучше
всего плотной щетинной щеткой около
2,5 см шириной, как можно равномернее.
Если по густоте осадок ложится неровно,
надо прибавить немножко скипидара и
тщательно размешать его с осадком, если
же осадок слишком жидок и стекает с
клинка, нужно осадок выпарить над спиртовой
лампочкой.
Хорошо сделанный осадок кроет клинки
ровным, просвечивающим, темнокоричневым
слоем. Обмазав клинки, надо их нагреть,
равномерно, правильно и медленно поворачивая
над огнем.
По
мере нагревания коричневый цвет заменяется
черным, более матовым. Когда чернота
легла равномерно, дают клинкам медленно
остыть, и пока они все-таки еще теплы,
их протирают тряпочкой с небольшим количеством
олифы и дают просохнуть несколько дней.
6.
Окраска в черный цвет (все школы). В
горячей профильтрованной воде растворить
серную печень (сернистый калий, kaliurn
sulfuratum ad balneum) no 410 г на каждую
бутылку воды. Затем приливают на каждую
бутылку полученного раствора по одной
чайной ложке соляной кислоты. В ванне
с этим раствором подвешивают клинки
так, чтобы они были на 2,5 - 4,5 см
ниже поверхности раствора и чтобы во
время хода окрашивания их можно было
медленно поворачивать во все стороны
(например, укрепив к потолку или к верхнему
косяку окна две веревки с кольцами).
Получив желаемую окраску, клинки промывают
водой нагревают кипятком и протирают
олифой, как уже сказано выше.
7.
Окраска в темно-шоколадный с синеватым
отливом цвет (Кюсин-рю). На 20 частей
по весу перегнанной воды берут 2,5 части
железного купороса (зеленого) и 0,5
части полуторахлористого железа. Раствор
этот (его можно и сохранять) берут куском
гигроскопической ваты, более или менее
плотно свернутым, и ровным, одноообразным
слоем наносят вдоль клинков, затем ставят
(лучше подвешивают) на 1 час в сухое
место, затем на 24 часа в очень сырое
(погреб).
Затем металлической щеткой хорошенько,
но осторожно счищают поверхность, не
оставляя нигде непротертого матового
места; обваривают кипятком, насухо вытирают
сухой чистой тряпкой; второй раз точно
так же покрывают клинки тем же раствором
и все проделывают раз 10 - 12 точно
тем же порядком, с выдержкой в погребе.
8. Окраска в темно-синий цвет (Котто-рю).
Поступают во всем, как указано выше
для темно-шоколадного цвета, но затем,
не натирая клинки олифой, приготовляют
такой раствор: на 1,8 литра воды берут
38,4 г кампешевого экстракта и 0,2 г
железного купороса, размешивают этот
раствор деревянной щеточкой в ванне,
нагревают (хотя бы на плите) до кипения
и подвешивают в ванне клинки, продолжая
кипятить, на 10 минут. Затем, вынув,
протирают клинки сухой тряпкой, втирают
олифой и сушат.
9. Окраска в каштаново-бурый цвет
(Кого-рю). Нагревают в фарфоровом сосуде
16 капель азотной кислоты (осторожно,
так как испарения крайне вредны и для
дыхания, и для глаз), прибавляют 32
капли сурьмяного масла (трех хлористая
сурьма, butyrum antimonii) и 16 капель
оливкового масла и слегка кипятят смесь
до полного соединения. Нагретые клинки
покрывают смесью с уже указанной в других
рецептах осторожностью и равномерностью
и оставляют висеть 12 часов, протирая
затем, как уже объяснено выше, металлической
щеткой, натирают тряпкой, намоченной
костяным маслом.
10. Окраска в коричневый цвет (Кайдзи-рю).
Смешивают 4,3 г слегка подслащенного
сахаром "селитряного спирта"
(азотная кислота), 3,1 г раствора сернокислой
окиси железа, 3,1 г сурьмяного масла
(треххлористая сурьма) и 4,3 г сернокислой
меди. Эту смесь в плотно закупоренной
склянке ставят на 24 часа в теплое (не
горячее) место. После того подливают
102,4 г дистиллированной (ил и дождевой
профильтрованной) воды и хранят до употребления.
Губкой или ваткой (аптекарской) этим
составом равномерно покрывают клинки
и помещают их на 24 часа в теплое место.
Получившийся тонкий налет ржавчины счищается
осторожно металлической щеткой до получения
ровного цвета и глянца. Затем опять
наносится красящая жидкость, и вся операция
повторяется тем же порядком во второй
раз, а затем и в третий, только в третий
раз клинки не скоблят металлической
щеткой, а лощат кожей, намоченной в
деревянной масле, до получения желаемого
глянца; затем в течение 12 часов сушат
и снова лощат кожей с деревянным маслом.
11. Окраска в темно-вишневый цвет
(Хатуро-рю). В прочной стеклянной посуде
приготовляется один из двух указанных
ниже составов.
Смешивают 410 г перегнанной (или
процеженной дождевой или кипяченой речной)
воды, 8,54 газетной кислоты, 5,15 г
соляной кислоты, 8,54 г дву-треххлористого
железа (стальная тинктура, liduor ferrum
sesquichloratum) и по 10,67 г медного
(синего) и черного железного купороса.
Или 770 г такой же воды, 25,6 г железных
опилок, 12,8 г стальной тинктуры, 51,2
г соляной кислоты и 64 г "царской
водки".
Плотно закрыв пробкой, оставляют
в теплом месте недели 3 и более, после
чего состав готов и употреблению. Состав
имеет грязно-оливковый цвет и при покое
дает темно-ржавый осадок.
При употреблении состав взбалтывается
и сначала пробуется на железной пластинке.
Если за сутки в теплом месте образуется
на смазанной пластинке слой ржавчины
толще одной "точки" (1/4 мм),
то состав нужно слегка разбавить водой.
Клинки тщательно и ровно покрывают
составом и помещают на сутки в теплое
место. Полученный слой ржавчины осторожно
полируется металлической щеткой до получения
ровного цвета и глянца, затем их снова
покрывают составом и все повторяют в
прежнем порядке от 4 до 12 раз, т.е.
пока не получат желаемого оттенка или
пока состав не перестанет оржавлять
клинки.
Окончив окраску, клинки лощат кожей,
намоченной в деревянном масле.
12. Окраска в бронзово-коричневый
цвет (Ёсицунэ-рю). За неимением графитового
тигля в прочном глиняном обожженном
сосуде, в крайнем случае чугунном, расплавить
обыкновенную черенковую серу (sulfur)
на медленном огне, имея наготове мокрую
тряпку или хорошо приходящуюся крышку
и наблюдая, чтобы сера не вспыхнула.
В расплавленную серу примешивают 1/10
часть по весу ламповой сажи и тщательно
размешивают. Нагревают хорошенько металлическую
или глиняную ванну и выливают туда жидкую
смесь. Погружают туда клинки и каждые
2 - 3 минуты вынимают посмотреть, как
окрашивается.
Можно вместо серы взять 3,25 - 3,5
кг обыкновенной селитры (natrum nitricum
purissimum) и по расплавлении примешать
к ней мельчайшего порошка перекиси марганца,
1 весовую часть на 8 частей селитры,
тщательно размешивая, согревать, пока
брошенные в смесь деревянные опилки
не станут загораться.
Тогда смесь выливают в горячую ванну,
погружают в нее клинки, поворачивая
их в смеси и вынимая посмотреть, до
получения желаемой густоты окраски.
Так как селитра горюча, то предосторожности
те же, что и с серой.
Затем клинки обмывают и в теплом
состоянии полируют кожей с маслом.
13. Окраска в черный цвет (все школы).
Как и в других случаях, клинки тщательно
очищают и обезжиривают (хотя бы раствором
извести в воде, разведенным до густоты
хороших сливок).
В глиняной чаше смешивают: 30 г воды,
10 г сулемы и 10 г бертолетовой соли
и смесь эту согревают, ставя глиняную
чашку в горячую воду.
Затем нагревают клинки, либо погружая
их на время в корыто с горячей водой,
либо поливая кипятком.
Заранее прикрепляют к деревянной
палочке (булавками, бечевкой или просто
зажимом в расщеп палочки) кусочек губки
или фланелевую (отнюдь не шерстяную)
тряпочку.
В нагретом составе мочат эту губку
или тряпочку, отжимают несколько и затем
намазывают нагретые клинки составом
осторожно и слегка, чтобы не было потеков
и капель.
Намазав сплошь равномерно, опускают
клинки на 7.- 10 минут в кипяток, вынимают
и дают высохнуть, держа в отвесном положении.
Как только высохнут, клинки натирают
до блеска полотняной или бумажной (не
шерстяной) тряпочкой и опять наносят
на них состав, конечно, подогрев их
снова, если они остыли, -равно как не
дают остывать составу. И опять повторяют
все, как сказано выше.
Повторив эту операцию раз 5-12, пока
не получится желаемой густоты оттенка,
хорошенько отмывают клинки кипятком,
затем протирают слегка и ровно сухой
тряпочкой до блеска и, не давая им остынуть,
обильно покрывают их льняным маслом
на шерстяной тряпочке, водя ее по клинкам
вдоль их длины и с очень легким нажимом,
чтобы не стереть еще, неокрепшей краски;
наконец, высушивают.
14. Окраска в коричневый цвет (Дзёсю-рю).
Подготовка клинков и красящий состав
такие же, как только что описано. Сухие
клинки также осторожно покрывают составом
и оставляют на 1 час, затем осторожно
вытирают ватой или тряпочкой (не шерстяной)
и кладут на полминуты в кипяток. Затем
обсохшие клинки опять покрывают составом
и повторяют все это в том же порядке
до получения желаемого оттенка, иногда
до 12 раз.
После того кипятят клинки в воде
минут 10 - 15, слегка обтирают, дают
высохнуть и еще теплые натирают маслом.
При этом получается коричневый цвет,
хороший для дамасских клинков.
15. Воронение (все школы). Уголь
толчется в порошок и просеивается сквозь
сито. Порошок этот насыпаегся в не паяную,
а клепаную жестянку или иной металлический
ящик и нагревается на плите или угольях
до тех пор, пока при помешивании порошка
в нем не начнут пробегать искры.
Тогда в него кладут хорошо очищенные
клинки. Они должны быть совершенно погружены
в порошок и покрыты им, но не
касаться дна и стенок ящика.
После 10 - 15 минут нагревания клинки
вынимаются, несколько остужаются, обтираются
сухой паклей и снова так же кладутся
в угольный порошок для нагревания.
Все это в том же порядке повторяется
раз 5-6, пока клинки не почернеют достаточно.
Тогда, дав им несколько остыть, еще
теплые смазывают деревянным маслом.
В результате на поверхности клинка образуется
слой оксидов железа толщиной 5 - 10
мкм.
16. Хромирование (все школы) - это
диффузное насыщение хромом поверхностных
слоев клинка из внешней среды при высокой
температуре.
В современных условиях применяются
различные способы хромирования (металлизации):
электролитический, химический, газоплазменный
(напыление), плакированием, осаждением
химических соединений из газовой фазы,
электофорезом, вакуумным взрывом, лазерный,
плазменный, погружением в расплав и
другие.
Об этих способах можно прочитать
в любом учебнике по металловедению,
и мы не будем на них останавливаться,
так как объем книги не позволяет сделать
этого.
|