Вход на конференцию

Персоналии

Галерея

Техвопросы

                                Приложение - Японская терминология

                                            прислано Ильей Войновым

АБВ ГДЕ ЖЗИ КЛМ НОП РСТ УФХ ЦЧШ ЩЭЮЯ
ABC DEF GHI JKL MNO PQR STU VWX YZ

1-10

 Историческая справка

 

Ранняя история......................................................................период до начала VIII в.

Нара (Nara)....................................................................................период с 710 по 794 г.

Хэйан (Heian)..............................................................................период с 794 по 1185 г.

Камакура (Kamakura).............................................................период с 1185 по 1333 г.

Намбоку-тё (Nambokucho).....................................................период с 1333 по 1392 г.

Муромати (Muromachi)..........................................................период с 1392 по 1573 г.

Момояма (Momoyama)............................................................период с 1573 по 1603 г.

Эдо (Edo)....................................................................................период с 1603 по 1868 г.

 


Bakumatsuмечи, изготовленные в последние годы токугавского Бакуфу, с 1853 по 1868 г.

Boken (Bokuto) - деревянный тренировочный меч.

Chokuto (Tsurugi)древний прямой меч, предшественник Nihon-To.

Gendaitoсовременные мечи, изготовленные после 1876 г.

Gunto«армейские мечи», изготовленные для японской армии в период с 1876 по 1945 г.

Kai-Guntoмечи личного состава военно-морских сил периода второй мировой войны, смонтированные как тати, в деревянных лаковых ножнах.

Kanbun Shinto - мечи, изготовленные с 1661 по 1673 г. (или позднее), с очень небольшим изгибом.

Keicho Shintoранние син-то, изготовленные с 1595 по 1615 г.

Koto«старые мечи», изготовленные до 1596 г.

Kyo-Guntoранние гун-то, смонтированные в европейском стиле (с сабельной гардой и рукоятью) в металлических ножнах.

laito - незаточенный меч для занятий иай-до.

Meiji-Toмечи, изготовленные в период реставрации Мэйдзи, с 1868 по 1912 г.

Shinai - прямой меч из бамбуковых полос для занятий кэн-до.

Shin-Guntoармейские мечи периода второй мировой войны, смонтированные как тати.

Shinken - настоящий, «живой» меч.

Shinsaku-To«новейшие» мечи, изготовленные после 1955 г.

Shin-Shinto«новейшие мечи», изготовленные с 1790 по 1876 г.

Shinto«новые мечи», изготовленные в период с 1595 по 1790 г.

Showa-Toмечи эпохи Сева, с 1925 по 1989 г.

Suburito - тяжелый деревянный меч для упражнения в субури.

Suo-kotoмечи, изготовленные в период с 1500 по 1595 г.

Taisho-Toмечи, изготовленные в период Тайсё, с 1912 по 1925 г.

 Разновидности мечей

 

Aikuchi - нож, не имеющий цубы, но в остальном схожий с Tanto.

Daishoпара мечей (Katana + Wakizashi}, чаще всего исполненная в едином стиле одним мастером. Дословно: «большой и малый».

Daitoдлинный меч с клинком более 70 см.

Katanaдлинный меч с клинком около 70-75 см, носимый за поясом лезвием вверх пешими самураями низкого ранга, а также знатными буси при повседневной (не военной) одежде, вне доспехов.

Kenпрямой меч (не имеющий Sori).

Ko-Dachiкороткие (в т.ч. детские) мечи с клинком менее 60 см (вакизаси, танто).

Koshi-Gatanaстарая разновидность малого меча, что-то среднее между вакизаси и танто. Носился в комплекте с тати.

Nagimaki - («длинная оплетка») — та же Naginata, но с древком, обмотанным тесьмой до одной трети, обычно с более прямым клинком.

Naginataсвоеобразный длинный («наги») меч в виде рогатины с длинным же (до 2 м) древком овального сечения и тяже­лым расширяющимся клинком с точкой максимального про­гиба, смещенной вперед к острию.

Nihon-To - японский меч (общее название).

O-Dachiвсе типы мечей с длиной клинка более 60 см (тати, катана, но-то, но-тати).

O-Tanto - «большой Tanto», с длиной клинка около 40 см.

Tachiдлинный, обычно сильно изогнутый меч, носимый знатными самураями на поясе лезвием вниз при доспехах, либо как церемониальный в торжественной обстановке.

Tantoнож с длиной клинка от 20 до 40 см, смонтированный аналогично Wakizashi, с небольшой цубой.

Тоизогнутый меч (имеющий Sori).

Uchi-Gatanaдревний вид меча, носимого за поясом лезвием вверх. Позднее разделился на длинные (катана) и короткие (вакизаси) типы.

Wakizashi - малый меч с клинком менее 60 см и полуторной рукоятью, носимый за поясом лезвием вверх. Дословно: «воткнутый сбоку».

Yariкопье с обоюдоострым стальным наконечником длиной до 50 см и древком от 2 до 3 м.

 Геометрия клинков

 

Chu-kissaki - среднее острие.

Chu О - средняя треть клинка.

Fukura - режущая кромка Kissaki.

Funbari - сужение, резкое изменение ширины клинка при переходе в хвостовик.

На - отточенная кромка, лезвие клинка.

Ha-machi - нижний упор (со стороны На).

Hira-mune - плоская форма спинки.

Hira-zukuriформа клинка с гладкими плоскостями, без Shinogi.

Ikubi-kissaki - «кабанья шея», ширина Kissaki равна его длине.

Kasane - толщина клинка.

Katahaba - максимальная ширина клинка.

Ken-zukuriпрямолинейная форма клинка (без прогиба) с одной или двумя режущими кромками.

Kissaki - передний срез, острие клинка.

Ko-kissaki - маленькое острие.

Ко Shinogi - «малое Shinogi», короткий участок ребра, ограничивающийKissaki сверху.

Koshi-zori - центр прогиба сдвинут к рукоятке.

lori-mune - пирамидальная, треугольная форма Мunе, встречающаяся наиболее часто.

Machi - плечики, упоры для посадки Habaki, отделяющие собственно клинок от хвостовика Nakago.

Maru-mune - полукруглая форма спинки.

Mihaba - ширина клинка от На до Мunе.

Mitsukado - точка встречи Shinogi, Ко Shinogi и Yokote.

Mitsu-mune - трехгранная пирамидальная форма Мune (с верхней плоскостью).

Mono Uchi - основная рабочая зона клинка, его крайняя (от острия) треть.

Moroha-zukuriобоюдоострый (Moro-ha) клинок, иногда встречается у поздних Koto Tanto.

Motohaba - ширина клинка в районе Machi.

Мunе - спинка клинка.

Mune-machi - верхний упор (со стороны Мune).

Mu-zori - прямой клинок без прогиба (обычно у Tanto).

Nagasa - длина клинка без Nakago, от Kissaki до Machi, по прямой линии.

O-kissaki - большое острие.

Omote - фронтальная сторона клинка (различна для Katana и Tachi).

Sakihaba - ширина клинка в районе Yokote.

Saki-zori - центр прогиба сдвинут к острию.

Shinogiребро клинка, идущее вдоль всей его боковой поверхности, между Мunе и На.

Shinogi-zukuri (Hon-zukuri) - типичный японский клинок с боковым ребром Shinogi.

Sori - прогиб клинка.

Sukuriформа клинка.

Torii-zori - центр прогиба совпадает с центром клинка.

Tsuba Moto - треть клинка от цубы.

Uchi-zori - обратный прогиб в сторону режущей кромки (очень редко встречается).

Ura - внутренняя сторона, противоположная Omote.

Yokote - небольшое вертикальное ребро, отделяющее Kissaki от остального клинка.

 Традиционная технология клинков

 

Age Gitae - финальная ковка, при которой несколько полос, сформированных в процессе предварительной ковки (Shita Gitae), соединяют и проковывают вместе.

Denkai Tetsu - химически чистое (99,99%) железо, получаемое из металлолома в электролитической печи, сырье для Oroshigane.

Hagane - твердая высокоуглеродистая сталь для формирования режущей кромки клинка по методу Hon Sanmai Gitae.

Hizukuri - кузнечная формовка клинка из черновой заготовки Sunobe. После этого полоса готова для процесса Shiage.

Hon Sanmai Gitae - метод создания сложной конструкции клинка, при которомиспользуется три куска высокоуглеродистой Kawagane для каждой из сторон полосы, один кусок мягкой Shingane для сердечника и специальная сталь Hagane для режущей кромки На.

Jigane - внешние слои высокоуглеродистой стали, своего рода «кора» клинка.

Kajioshi (Shiage) - окончательное формообразование клинка путем строгания специальным стругом, обработки напильником и черновой шлифовки, что делается лично кузнецом.

Kangan Tetsu - губчатое железо, получаемое плавлением в печи без доступа кислорода.

Kawagane - высокоуглеродистая (1,0-1,5%) сталь, используемая как исходный материал для формирования полосы клинка.

Кеrа - сырая сталь, получаемая в печи Tatara. Половина ее (наиболее углеродистая), именуемая Tamahagane, отбирается для выделки клинков, а оставшаяся часть может быть использована после науглераживания в процессе Oroshigane.

Kitae - проковка и оттяжка стальной полосы для подготовки к формированию клинка.

Kobuse Gitae - наиболее распространенная, упрощенная схема формирования клинка из мягкого сердечника Shingane и прочной оболочки Kawagane.

Nakago-shitate - окончательная обработка Nakago напильником.

Omura - измельченный в порошок камень Отит. Используется в составе глиняной обмазки клинка в процессе Tsuchi-oki.

Oroshigane - процесс науглераживания стали при нагреве её в верхних слоях древесного угля в горне, куда постоянно добавляются свежие его порции. При нагреве же стали внизу, у днища горна, куда подается воздух, происходит обратный процесс выгорания углерода из металла.

Satetsu - песок из окиси железа, используемый в плавильной печи при получении стали.

Sen - двуручный струг для формирования профиля клинка. В качестве режущего элемента используют обычно обломки бракованных клинков, каленые до высокой твердости.

Shingane - низкоуглеродистая (0,5%) пластичная сталь для сердечника клинка.

Shita Gitae - основная ковка, первые шесть протяжек и сварок полосы.

Sorinaoshi - правка поводок клинка после закалки.

Sunobe - стальная полоса, готовая для кузнечной формовки клинка (Hizukuri).

Таnгеn - процесс кузнечной сварки в одно целое нескольких полос стали, оттяжка и проковка от 12 до 15 раз, что и дает узор Jihadа.

Tatara - традиционная печь, в которой из руды в виде песка оксида железа и древесного угля получают исходную сталь Tamahagane.

Togi - полировка клинка, включая заточку лезвия.

Tsuchi-oki - нанесение глиняного покрытия на поверхность клинка для получения различной степени твердости при закалке, чем обусловлено также образование комплекса Натоп вдоль линии Habuchi.

Tsukuri-komi - вбивание пластины низкоуглеродистой Shingane в желобок заготовки, полученной в процессе Таnгеn, после чего такой блок формируют в Sunobe.

Tsumimakishi - слоистый «бутерброд» из тонких пластинок Kawagane, который заворачивают в бумагу и погружают затем в глиняный раствор, чтобы потом нагреть и проковать, соединив кузнечной сваркой в монолитную заготовку.

Yaki-ire - закалка клинка путем нагрева его до необходимой темпера­туры и охлаждения в воде.

Yaki-modoshi - отпуск клинка после закалки для снятия внутренних напря­жений и придания некоторой вязкости. Производится путем нагрева до 150-200°С.

 Поверхность клинка и закалочные структуры

 

Ashi - тонкие поперечные полоски, разделяющие непрерывную линию Hamon.

Ayasugi - волнообразный узор.

Во - прямолинейный рисунок Utsuri.

Boshi - Hamon в зоне Kissaki, его завершение.

Chikei - случайные линии Nie в Ji, сформировавшие подобие узора.

Choji - рисунок в виде гвоздичных зерен или почек, либо зубков чеснока.

Chu-suguha - линия средней ширины.

Gunome - нерегулярный рисунок в виде повторяющихся полукружий.

Hada - структурный поверхностный узор Jitetsu.

Hakikake - щетка, щетинообразный узор вдоль Habuchi.

Habuchi - граница, линия, где Yakiba встречается с Ji.

Hamon - совокупность кристаллических мартенситных структур Nie и Nioi, располагающаяся вдоль границы Habuchi.

    Примечание: в то время как словом Habuchi обозначается собственно стык, граница Yakiba и Ji, термин Hamon имеет скорее художественный, нежели технический смысл.

Hira-ji - часть боковой поверхности клинка между Yakiba и Shinogi.

Hiro-suguha - широкая жирная линия.

Hitatsuraba - полностью, либо большей частью закаленный клинок.

Hoso-suguha - тонкая линия Hamon.

Hotsure - случайные полоски Nie в Habuchi.

Ichimai - полностью закаленный Kissaki.

Inazuma - тонкие зигзагообразные молниевидные линии в пределах Hamon.

Itame - узор, напоминающий текстуру дерева.

Ji - боковая поверхность клинка от Yakiba до Mune.

Ji-Nie - Nie внутри зоны Ji.

Jitetsu - сталь в зоне Ji.

Jizo - узор в форме силуэта священника.

Каеn - узор в форме языков пламени.

Kaeri - форма Boshi с поворотом обратно вдоль Mune.

Kinsuji - «золотые полоски», горизонтальные линии закаленной стали вдоль Habuchi.

Ko-maru - закругление Boshi малым радиусом.

Kuichigaiba - несколько параллельных линий Habuchi.

Masame - прямолинейный слоистый узор.

Midare - нерегулярный волнистый рисунок Hamon.

Mokume - узор наплывами в виде древесного капа.

Muji - невидимый глазом узор, либо его отсутствие.

Muneyaki - островки закаленного металла вдоль Mune.

Nie - крупные кристаллы мартенсита, сосредоточенные в Habuchi.

Nijuba - две линии Habuchi.

Nioi - плотные скопления мелких кристаллов, невидимых невооруженным глазом, но различимых в зоне светового блика как мерцающие туманности по линии Habuchi.

Notare - равномерно волнистая, плавная линия.

O-maru - закругление Boshi большим радиусом.

Sanjuba - три линии Habuchi.

Shinogi-ji - часть боковой поверхности клинка между Shinogi и Мunе.

Suguha - прямолинейный, ровный Hamon.

Sunagashi - узор вдоль линии Habuchi в виде нескольких рядов как бы извилистых песчаных волн.

Tabiyaki - островки закаленного металла в зоне Ji.

Uchinoke - маленькие серповидные отрезки узора над основной линией Hamon.

Utsuri - узор внутри Hada, напоминающий Hamon.

Yakiba - закаленная зона клинка.

Yakidashi - несколько последних дюймов Hamon вблизи Machi.

Yakiotoshi - завершение Hamon на уровне Machi.

Yakizume - отсутствие Kaeri, Boshi прерывается в точке касания с Мunе.

Yo - рисунок Hamon в виде отдельных листочков.

 Изъяны и недостатки

 

Fukure - воздушные каверны на поверхности стали.

Hagiri - трещины поперек зоны  Yakiba.

Jiare - «волдыри» на поверхности стали.

Kitaware - кузнечные трещины (дефекты ковки).

Kizu - недостатки, изъяны клинка.

Mizu-kage - своеобразное «затенение» клинка в районе Machi, происходящее от его повторной закалки.

Mu-kissaki - «нет Kissaki», т.е. Kissaki не закален или закален не до конца.

Muneshinae - морщины, складки вдоль Mune.

Muneware - трещины в спинке клинка (Mune).

Shimi - темные пятна на поверхности стали.

Sumi Gomori - углеродистые каверны на поверхности стали.

Tateware - трещина вдоль оси клинка.

Umegane - заполненные, заделанные отверстия в стальной поверхности клинка.

Yakinaoshi - клинок, прокаленный повторно, еще раз.

 Оформление хвостовика

 

Funagata - форма Nakago в виде днища лодки.

Furisode - форма Nakago в виде рукава кимоно.

Futsugata - наиболее употребимая обыкновенная форма.

Hitoe (Nakago Mune) - спинка хвостовика Nakago.

Kenjiri - треугольный остроконечный срез, обыкновенно имел место у прямых старых мечей.

Kijimotno - «фазанья ножка», длинный изогнутый Nakago, применявший­ся в ранних тати.

Kirijiri - прямой поперечный срез, чаще всего встречается в укороченных хвостовиках (Suriage).

Kurijiri - наиболее распространенная форма Nakago-jiri, напоминающая очертания каштана.

Mekugi-ana - поперечное отверстие в хвостовике для крепежной шпильки Mekugi.

Nakago - хвостовик клинка.

Nakago-jiri - торец, задний срез хвостовика.

O-Suriage - сильно обрезанный Nakago, подпись утрачена.

Suriage - укороченный, обрезанный Nakago, однако подпись мастера (Mei) сохранена.

Ubu - неизмененный, исконный, подлинный (здесь — Nakago).

 Клейма и подписи

 

Ato mei - подпись мастера, нанесенная позднее, но не самим мастером. Она может быть достоверной и не противоречить намерениям автора, являя собою одну из особенностей клинка.

Dai mei - клинок изготовлен лично мастером, но подписан его ассистентом, учеником.

Dai saku - клинок, изготовленный учеником, но подписанный именем мастера. Такая работа считается эквивалентной работе са­мого учителя.

Gimei - поддельное клеймо, подпись.

Higaki - косая редкая сетка.

Katana-mei - подпись на той из сторон Nakago, что подразумевает использование клинка для монтировки катана.

Као - секретный значок, входящий как часть в основную подпись.

Kesho - косая частая сетка.

Kinzogan-mei - подпись, исполненная золотой насечкой.

Kiri - прямая насечка.

Mei - клеймо, подпись, чаще всего повествующая о мастере и дате изготовления, наносилась на поверхность Nakago.

Mon - клановый знак, герб, входящий как часть в основную подпись.

Mumei - «нет подписи», т.е. анонимное изделие.

Naga-mei - длинная подробная подпись с указанием помимо имени и даты целого ряда дополнительных сведений о мастере.

Ni-mei - двухсложная подпись, указывающая также краткое обиходное имя мастера.

Origami (Kantei) - сертификат идентификации меча, выданный официально профессионалом-оценщиком. Включает время выделки меча, место и имя мастера.

Oshigata - ручная копия на бумаге подписей либо фактуры Hamon и Hada, сделанная по специальной технологии.

Sho Shin - подлинный клинок.

Sujikai - косая насечка.

Tachi-mei - то же, но для Tachi (соответственно, подпись наносится на другую сторону Nakago). Примечание: подпись Mei наносится на лицевую (Omote) сторону Nakago, которая различна для Katana и Tachi, поскольку различен и способ их ношения. Для Katana внешняя и внутренняя сторона обозначаются термином Sashi Omote и Sashi Lira.

Taka-no-Ha - «елочка», встречная насечка острием в сторону клинка.

Yasuri-mei (Yasurime) - штриховая насечка на поверхности Nakago, рисунок которой своеобразен для каждой конкретной школы и мастера, что также носило характер подписи.

Предметы монтировки и комплектации мечей

 

Ashi - широкие кольца (обоймы) на ножнах тати, служащие для подвески меча на пояс. Различают переднюю (Ichi-no Ashi) и заднюю или нижнюю (Ni-no Ashi) обоймы.

Buke Zukuri - традиционная монтировка катана, включающая лаковые деревянные ножны и весь необходимый набор комплектующих металлических деталей.

Fuchi - металлическое кольцо, надеваемое на хвостовик клинка за цубой, перед рукоятью.

Fukusa - шелковая ткань для защиты меча от прикосновения рук при его разглядывании и прочих манипуляциях.

Habaki - металлическая муфта, надеваемая на клинок перед цубой для плотной фиксации его в ножнах.

Ishizuke - стакан на нижнем конце ножен Tachi, Kai-gunto и Shin-gunto, названный так по форме ковша.

Ito (Tsuka Ito) - шелковая или хлопчатая тесьма для оплетки рукояти мечей, ножей и т.д.

Jindachi Zukuri - традиционная монтировка тати с полным набором деталей.

Kabuto-gane - подковообразная металлическая головка рукояти Tachi, Kai-gunto и Shin-gunto.

Kashira - металлическая головка рукояти Katana, Tanto или Wakizashi, имеющая вид колпачка.

Kodogu - комплект Koshirae за исключением цубы.

Kogai - стальная шпилька, размещаемая в кармане ножен Tanto или Wakizashi с внешней (ОтоЧе) от тела стороны.

Ko-Gatana - подсобный ножичек в сборе, т. е. с клинком.

Koiguichi - устье ножен.

Kojiri - нижний конец, торец ножен.

Koshirae - полный комплект составляющих для сборки ножен и руко­ятки (различают тати-косираэ и катана-косираэ).

Kozuka - рукоятка подсобного ножичка Ko-Gatana, размещаемого в кармане ножен Tanto, Wakizashi или (реже) Katana с внут­ренней (Ura) стороны, т.е. ближе к телу.

Kuchi-gane - металлическая окантовка устья ножен.

Kurikata - «форма каштана» или просто «каштан» -- деревянная, ме­таллическая или роговая скоба на боковой стороне ножен для продевания шнура Sageo.

Mekugi - бамбуковая, костяная (роговая) или металлическая шпилька для крепления клинка в рукоятке.

Menuki - парные декоративные бляшки, закладываемые под оплетку рукояти для улучшения ее посадки в руке.

Nuguigami - специальная мягкая бумага для протирания поверхности клинка.

Obi-tori - металлические, кожаные или матерчатые петли, продеваемые в кольцо Ashi для подвески меча на поясе.

Sageo - шнур, обычно плоского сечения, продеваемый сквозь Kurikata для фиксации меча за поясом.

Same - белая пупырчатая кожа ската, которой обертывалась рукоять под оплетку, либо без таковой.

Saru-te - «обезьянья лапка» — металлическая петля (скоба) для темляка, продевалась в отверстие Kabuto-gane.

Saya - ножны (меча, ножа, нагинаты и т. д.).

Seppa - металлические (чаще латунные) шайбы, надеваемые с обеих сторон цубы.

Shibabiki - обжимное кольцо, служившее для соединения двух половинок ножен. В период второй мировой войны использовалось как декоративный элемент.

Shirasaya - простые деревянные ножны, предназначенные для хранения собственно клинка, своего рода футляр, упаковка, защита.

Shitodome - металлические вставки внутри скобы Kurikata.

Tsuba - гарда японского клинка в виде металлического диска различной формы.

Tsuka - рукоятка (меча, ножа и т. д.).

 Терминология цубы

 

Aka Kin - красное золото (сплав с медью).

Аo Kin - светлое золото (сплав с серебром).

Amida Yasuri - линии, прорезающие поверхность цубы от центра к краю.

Ana - отверстие.

Aoi - роза.

Bori - резьба, поверхность с резьбой.

Во tan - пион.

Chidori - ржанка, часто используемый в декоре вид птицы.

Chu - средний размер, середина.

Dai - большой размер.

Danbira - ширина цубы.

Dote Mimi - приподнятый, выступающий край цубы.

Fukurin - дополнительный, накладной ободок цубы, обыкновенно из мягкого металла.

Gata - форма.

Gin - серебро, также именуемое Shirogane.

Goishi - форма цубы, истончающаяся к краям.

Hira - плоскость, плоская часть цубы.

Hiraji - поверхность цубы.

Hira Zogan - инкрустация по поверхности цубы.

Hitsu Ana - окна для Kogai и Kozuka.

Inaka Mono - работа деревенских мастеров.

Inome - форма сердца в нашем видении, но в старой Японии — «кабаний глаз».

Iri Mokko Gata - форма цубы «Мокко» с глубоко нарезанными долями.

Ishime Ji - поверхность цубы в виде рваной поверхности камня.

Ito - тонкий, нитевидный, нитка.

Iroe - цветная картинка, полученная использованием металла разных оттенков.

Irogane - цветные металлы.

На - пластина, лист.

Ji - поверхность (цубы).

Jigane - металл поверхности цубы.

Kagamishi - мастер-зеркальщик, отливавший также и бронзовые цубы.

Kaji - кузнец, изготовитель клинков.

Kaku - квадрат.

Kaku Gata - квадратная форма.

Kaku Mimi - квадратный ободок цубы.

Kaku Mimi Koniku - квадратный ободок с легким скруглением кромок.

Kanagu - металлические детали монтировки меча, неучтенные в

Karagane - дословно «китайский металл», разновидность оловянистой (до 20% олова) бронзы с добавкой свинца. Темно-болотного цвета.

Karakuri - инкрустация, закрепленная на металле при помощи шпилек.

Katakiribori - стиль резьбы с использованием вариантов толстых и глубоких линий.

Katchushi - мастер доспехов.

Kawagane - тонкие слои различной стали на поверхности цубы.

Kebori - тонкие линии гравировки или резьбы.

Kiku - хризантема, форма хризантемы.

Kin (Kane) - золото.

Kinko - мастер, обычно имеющий дело с вычурными цубами мягкого металла.

Kittate - очень строгая прорезная работа в стиле Sukashi, с прямыми линиями.

Ко - старинный или маленький, малый.

Koban - старинная японская золотая монета, использовавшаяся для формирования Seppa dai.

Kogai Hitsu (Ana) - окно в цубе для шпильки Kogai.

Kokuin - стиль, применяющий горячую штамповку поверхности цубы.

Kozuka Hitsu (Ana) - окно в цубе для Kozuka.

Kuni - провинция в старой Японии, сегодня означает деревню.

Kusarakashi - поверхность, получаемая травлением или корродированием.

Маru - круг, круглый.

Maru Gata - форма круга.

Маги Mimi - круглый ободок.

Matsukawabishi - узор в виде связанных ромбов, символизирующий сосновую кору.

Mei - подпись, клеймо.

Migaki Ji - гладкая поверхность цубы.

Mimi - ободок цубы.

Mokko - дольчатая форма.

Mokume Ji - травленая поверхность стали для выявления слоистого узора ковки.

Mumei - анонимное изделие (без клейма).

Nagamaru Gata - овальная форма.

Nagegaku Gata - слегка скругленная и заоваленная квадратная форма цубы.

Nakabiku - цуба с Seppa dai ниже (тоньше), чем ободок.

Nakadaka - обратный случай, когда Seppa dai выше (толще), чем ободок.

Nakago Ana - отверстие для посадки на клинок.

Nanako - набитый керном узор из выпуклых точек, обычно на мелких деталях монтировки из мягкого металла.

Nawa Mimi - ободок в виде канатика или плетенки (Nawa — веревка).

Nerikawa Tsuba - кожаная цуба ( Kawa -кожа).

Niku - мясо, мякоть (обычно так обозначают толстые, пухлые металлические изделия со скругленными формами).

Nikuoku - вариант кованой поверхности.

Nunome - поверхность с  гравированным  узором с вбитым в него металлом.

Odawara Fukurin - стиль ободка, покрытого рядами выпуклых шишечек.

Okigane - полная инкрустация.

Omote - лицевая сторона.

Ototsu - неравномерная или нестандартная толщина.

Rogin - медно-серебряный сплав, (50-70% серебра), аналогичный Shibuichi.

Sambo-Gin - медно-серебряный  сплав,  (33%  серебра),  аналогичный Shibuichi.

Sanari - оловянно-медно-свинцовый сплав, применявшийся в инкрустации в цубах Hazama.

Sakura - вишня, цветок, которой являлся ведущим элементом в цубах стиля Sukashi.

Sekigane (Kuchibeni) - маленькие кусочки мягкого металла, вбиваемые в углы Nakago Ana для точной посадки цубы на клинок.

Sendai Yasuri - вертикальные, насеченные напильником риски, наличие которых относит все такие цубы к стилю Sendai.

Sentoku - вариант латуни (медь/цинк) с добавкой свинца.

Sen Zogan - контурная штриховая инкрустация.

Seppa - шайбы, накладываемые на обе стороны цубы при сборке меча.

Seppa Dai - площадка, покрываемая шайбой Seppa. He украшалась.

Shakudo - сплав меди с 3-6% (по другим источникам - с 30-70%) золота, сине-черного цвета.

Shibuichi - дословно - «четвертинка», сплав меди и серебра (25%), серо-голубого цвета.

Shigure Yasuri - вертикальные штрихи, создающие иллюзию тихого дождя.

Shinchu - латунь (старинные китайские и японские латуни отличаются от современных).

Shino Yasuri - диагональные штрихи, создающие иллюзию дождя с ветром, бури.

Shippo - перегородчатая эмаль.

Shiremono - массовая продукция, ширпотреб.

Shishibori - низкий рельеф, резьба ниже поверхности цубы, вглубь.

Sho - маленький размер.

Suaka (Akagane) - чистая медь.

Suemon - выпуклая инкрустация, покрывающая большую площадь поверхности.

Sukashi - прорезная работа (сквозная резьба).

Sukidashi (Sukibori) - техника резьбы, в которой предпочтение отдается выступающему рельефу перед вырезанным, углубленным.

Surituke Zogan - инкрустация запрессовкой металла в тонко прорезанные линии.

Tachikanaguchi - мастер по комплектующим деталям для Tachi.

Takabori - высокий рельеф.

Takaniku Zogan - инкрустация высоким рельефом.

Tekkotsu - кристаллический скелет стали, высокоуглеродистые частицы карбидов, обычно хорошо заметные на ободке.

Ten Zogan - точечная инкрустация.

Tetsu - железо.

Toban - старинное название цубы.

Tosho - изготовитель мечей.

Tsubaka - коллекционер, любитель цуб.

Tsubako - изготовитель цуб.

Tsuchime - отпечатки, следы ковки.

Tsuchime Ji - поверхность цубы, отделанная видимыми следами ковки, ударов.

Ubuzukashi - круговая резьба, именуемая также Maru Bori, которой японцы предпочитают не пользоваться.

Uchikaeshi Mimi - приподнятый ободок, кованый прямо с пластины.

Udenuki Ana - два маленьких отверстия с небольшим ободком на некоторых цубах, символизирующие солнце и луну.

Ume - слива или цветок сливы, излюбленный мотив декора стиля Sukashi.

Ura - обратная, не лицевая сторона.

Uttori - наложение инкрустации вокруг кромки цубы, по ребру.

Yakite Shitate - отделка поверхности оплавлением.

Yamagane - неочищенная медь, также именуемая Nigurome (по другим источникам - оловянистая бронза).

Yanone (Ya-no Ne) - наконечник стрелы.

Yasuri - риска или линия, прорезанная на поверхности.

Zogan - инкрустация металлом.

Этикет меча

 

Arigato - спасибо (неофициально).

Datto - извлечение меча в ножнах из-за пояса.

Domo - спасибо (кратко, неофициально).

Domo Arigato - спасибо (официально).

Domo Arigato Gozaimasu - большое спасибо (чрезвычайно торжественно и официально).

Dozo - пожалуйста (проходите и т.д.).

Gomen Nasai - извините.

Hajime-no-Saho - начало этикета, действий.

Joseki-ni-Rei - поклон старшим ученикам.

Kamiza-ni-Rei - поклон ками (духам додзё).

Onegai Otsukaresamadeshita - благодарность за тренировку.

Onegai Shimasu - пожалуйста (при какой-либо просьбе, например, вместе по­тренироваться).

Oshiete Kudasai - «Пожалуйста, научите меня!» Вежливая форма перед тренировкой при посещении вас кем-либо из мастеров высокого ранга. Также форма Onegai Shimashu применяется, когда вы просите кого-либо сделать что-то для вас, но не как Kudasai, требующий связи с глаголом, а самостоятельно, либо как добавление в начале просьбы. «Oshieti Kudasai, Onegai Shimasu» будет звучать лучше, чем нечто вроде «Давай-ка поработаем?»

Otagai-ni-Rei - поклон всем остальным.

Owari-no-Saho - окончание этикета, действий.

Rei - поклон.

Reiji - собственно этикет.

Reiho (Reishiki) - методика поклонов.

Saho - методика этикета, ритуальных действий.

Sensei (Gata)-ni-Rei - поклон учителю.

Shinzen-ni-Rei - поклон святыне.

Sumimasen - «извините» (для привлечения внимания).

Tachi Rei - поклон стоя.

Taito - закладывание меча в ножнах за пояс.

Teito - расположение меча за поясом, обе руки свободны.

Teito Shisei - расположение меча за поясом слева, большой палец (кэйто) левой руки на цубе.

То Rei - поклон мечу.

Za Rei - поклон на коленях.

Способы удержания меча

 

Te-no-Uchi - захват рукояти, когда пальцы давят как бы внутрь кисти.

Shibori - скрутка кистей вовнутрь при ударе.

Hasuji - остроугольный удар, при котором клинок резко меняет траекторию, образуя угол вместо плавной линии.

Kiri Те - захват, позволяющий совершать режущие, тянущие движения клинком. Дословно - «режущая рука».

Seme Те - «толкающая рука». Захват, позволяющий совершать давящие, отталкивающие движения клинком.

Mamori Те - аналогичен Seme Те. Защищает руки.

Shini Те - «мертвая рука», захват, не позволяющий делать режущих движений.

Tome Те - остановка руки, одна из защит.

Nobi Те - аналогично Shini Те.

Kata Те - захват одной рукой.

Мого Те - обычный захват двумя руками.

Soe Те - «поддерживающая рука», когда одна из рук кладется на спинку клинка (обычно левая).

Некоторые дополнительные термины

 

Go Kaden - пять основных школ (регионов) или направлений по выделке клинков (Bizen, Mino, Soshu, Yamashiro, Yamato).

Nigen Kokuho - «Живое Национальное Сокровище» или «Почитаемый как Главное Неоценимое Культурное Достояние» - так именуют нескольких ныне живущих великих мастеров-оружейников, владеющих секретами традиционной технологии клинков.

Приз Масамунэ - высокая награда за мастерство, присуждаемая на ежегодном конкурсе изготовителей клинков, названная по имени одного из величайших мастеров прошлого.

Mukansa - мастер, выдвинутый на соискание главного приза, но превзойденный другим кандидатом.

 Меры длины

 

Shaku - мера длины в 30,2 см.

Sun - 1/10 от Shaku, около 3 см.

Bu - 1/10 от Sun, около 3 мм.

  К началу страницы... 

 Под редакцией Вадима Денисова/дизайн Виктора Замятина

Хостинг от uCoz