Вот
возник вопрос по делу: если делать ручку из дерева (скорее всего,
самшит), хотелось бы цельную, без всяких заклепок, где можно достать
железочку типа гарды, обычную, для фиксации лезвия? Сам-то не кую.
Еще
- а если постараться обойтись одним деревом, место фиксации лезвия в
рукоятке становится проблематичным. Сформулирую поточнее - есть ли опыт
создания ножа металл-дерево без всяких доп. деталей?
Вопрос
не праздный, начал делать ручечку для ЛИТОГО БУЛАТА - оба-на, очень
хочется сделать СУПЕР. Вчера весь вечер рисовал, мычал и страдал... Я
сам обычно перекрываю это место пластинкой кости или металла, а вот
запало желание обойтися без всего...
мак
26-03-03
Много
раз делал подобную комбинацию. Кстати это стандартный способ фиксации
лезвия в цельной рукоятке кавказского кинжала кама.Только надо после
этого либо рассчитывать на компаунд, которым Вы закрепили лезвие в
ручке, либо поставить штифт, как у японских мечей и кинжалов, заподлицо
с поверхностью ручки, либо расклепать сзади, как у пууко. Но в месте
входа лезвия в ручку все равно будет щель частично видна, ее обычно
закрывают кусочком кожи или гарды, только гарда лезвие не фиксирует.
Либо взять компаунд с наполнителем, чтобы он имитировал цвет ручки,и
ничем не закрывать.
Vassili
26-03-03
А
в чем проблематичность? Я в последнее время без латунных накладок стал
делать. Вопрос задавал - эксперты сказали без металла даже лучше. Если
размер небольшой. Как лезвие достали?
Я
помоему разгадал хитрость Helle - они высверливают отверстие по ширине
хвостовика но не насквозь 2 см не доходят. С той стороны где отверстие
маленькое аккуратно пропиливают плоское отв. под лезвие, благо это
несложно на глубину в 2 см. Отверстие я щедро заливаю клеем. Дырку
сзади закрывают грибком назаженным на кончик хвостовика с
расклепыванием. Но это я только в последнем ноже, который сейчас делаю.
А до этого без грибка обходился, с надфилями мучился. Эксперты опять же
сказали эпоксидка держит намертво.
Переднее
плоское отверстие можно чуть уже лезвия делать - насадится с усилием,
но щели почти не будет. Грибок, наверное, можно не делать, а сделать
типа пломбы (с клеймом мастера!) и зашлифовать в уровень с рукоятью.
Глеб, Пенза
26-03-03
Ты
наточи напильником крошки самшитовой и используй ее как наполнитель
эпоксидки. Или вот еще какая шальная мысль: а что если взять
какое-нибудь другое дерево или материал, сделать из него тонкую круглую
рукоять хвостовичек закрепить и на эпоксидке вставить в основную.
например так хвостовик диаметром 4мм - внутреняя рукоять диаметром 8мм,
а в основной рукояти просверлить отверстие 8,1мм и на эпоксидку.
Alex-mexican
26-03-03
Глеб,
насчет наполнителя - спасибо, это я уже использовал, у меня дома
коробочки с опилками разного размера, от мамонта, самшита и пр. Только
- для всех! - если тонировать, эти "эпоксидные" вставки сильно
выделяются, поэтому ни в коем случае! Это метод для реставрации
антикварных изделий, очень хороший
А
вот насчет "ручки в ручке" - класс! Идея достаточно безумная, на этом
ноже я поопасаюсь, а вот для себя обязательно попробую!
Willy, Архангельск
26-03-03
Не
знаю, подойдет ли нижеописанный прием, но решение некоторых проблем он
демонстрирует.
В
80-х годах делал себе из бука ручки для резчицкого инструмента. О
долотах (стамесках) не буду, а вот "косячок" (только не надо улыбочек,
лексику новояза оставим тинэйджерам ) и "богородский" ножи уже похожи
на обычные. Так вот, бралось два буковых брусочка, у которых одна
поверхность была плоской - две продольно разделенных половинки рукояти.
Те плоскости, которые потом образовывали внешние обводы рукояти,
начерно обрабатывались, намечались контуры. Потом брался отрезок
полотна от механической пилы-рельсопилки, и контур его всеми своими
зубьями и отверстиями обводился на обеих плоских сторонах брусков.
Далее плоскими стамесочками и клюкарзами выбирались на обеих половинках
выемки точно по контурам. Затем все промазывалось надежным клеем,
полотно обкладывалось половинками рукояти и все зажималось в тиски на
пару суток. После чего сначала окончательно доводилась и
зашлифовывалась рукоять, а потом формировалось и затачивалось лезвие.
Итог - никаких щелей, и абсолютно невидимый стык между половинками.
Надежность - сколько знал резчиков-профессионалов на "Беломорских
узорах", ни у одного никогда ничего не ломалось из таких рукоятей.
Smi, Nsk
03-01-04
Вопрос
про дерево. Можно, что-нибудь узнать про эти три породы?
Интересует
материал для небольшого ножичка, или пары, поэтому, возможно сделаю 2
рукояти из одного куска, т.о. довольно плоские. Не маслянистые, потому
что монтаж всадной на клею, чтоб попрочнее.
Vassili, California
03-01-04
Перечисленные
вами не пробовал попробуйте посмотреть здесь:
Возьмите
Lingum Vitae - маслянистое, но проблем с эпоксидкой и цианакрилом
не наблюдалось (впрочем как и с кокоболой и с тиком), а проблем с
обработкой поверхности не будет. Незнаю откуда пошло это но с
вклеиванием лезвий в "маслянные породы" никаких проблем, может это
для столярных клеев? Вот лаком типа шеллака покрывать наверно
не очень получится - слезать под рукой будет быстрее. Думаю что все эти
рекомендации про клей больше для мебели, шкатулок и пр. Осторожнее с
покупкой по сети - твердое дерево может быть треснутым. Если
будете брать не маслянное дерево - не забудьте взять карнаубы - тот же
воск но гораздоо тверже пчелиного и 6 евро всего.
serg, Saratov
Хочу
сделать рукоять для ножа из кипариса. Я так понимаю, что кипарис и туя
- это если не одно и тоже, то очень близкие роственники. Можно
ли оставить рукоять без всякой пропитки/покрытия и чем это будет
черевато? Нож позиционируется как универсальный для
леса/поля (много воды не планируется). Уж очень мне у него
(кипариса) запах нравится, да и на ощупь он зело приятен. Из литературы
помню, что из него раньше крестики нательные резали в Афонском
монастыре.
Bushman, Москва
Всякие
кипарисоподобности (туя - в том числе) мало подвержены гниению. А вот
как материал для мелких деревянных предметов - не очень (если они
нагрузкам подвергаются). Есть предположение, что если из кипарисовой
древесины "вытянуть" пахучие вещества, то упомянутый запах можно
"перенести".
Boore, Томск
Приглядел
в пригороде дубок. Ломаный... :) Нада пилить, аднака. Только вопрос
назрел - как стабилизировать деревяху сию? Колок в нативном
состоянии,так ведь? Рабочей ручки может и не выйти...
Алексей, Чернигов
Boore,
писали раньше уже не раз, что навершие дубовой рукояти обязательно надо
делать из металла, либо ещё что-нить.Лучше, наверное, такое ,как есть у
финнов - колпачком типа. Можно наборную сделать - тоже красиво будет,
дуб то ведь разный бывает, комель например ...А вот эрики с
чёрными рукоятями( не знаю номера) грят деланны из дуба морённого или
ясеня морёного, кто что говорит,в смысле продавцы... На самом то деле
морённый дуб не прочен как камень - миф это! Хотя может где-то и когда
то и попадаеться такое, но у меня лежат куски дуба и иссиня-чёрного
цвета и коричневатого, из Десны и Днепра, хрупки так же...
Wado, Москва
Очень
интересует ваше мнение по поводу груши, как древесины для рукояти ножа.
В детстве я неоднократно слышал, что это отменный материал для таких
вещей. Вот сделал рукоять, но перед самой насадкой вдруг обнаружил,
что если провести ногтем с усилием даже поперек волокон, то
остаются видимые продавленные риски. На рукояти Helle Winner
(карельская береза) такого нет. Вот я думаю: не слишком ли эта
древесина мягкая, не "обтрепается" ли со временем, не станет
ли она тверже после пропитки льняным маслом. Или стоит ее выбрость и
поискать более плотную древесину?
Анатолий, Москва
Деды
очень ценили подобного рода древесину особенно на столярном
инструменте, а они в этом деле знали толк. Не боись ставь, а не
понравится можно и поменять
Thom, Москва
Совсем
не мягкая древесина. Правда на мой взгляд неоднородная, например
норовит пропитаться по-разному - одни участки получаются темнее, другие
светлее. Хорошо полируется. Мне груша нравится.
krapper, Киев
Груша-
очень подходит на рукоять. А насчет мягкости, например, липа - явно не
железное дерево, однако же ложки и прочая утварь из нее служат долго и
гораздо прочнее поделок из сосны.
Staffred, Estland
Господа,
как себя зарекомендовала сирень в качестве материала для рукояти?
Свойства древесины вроде подходящие... Кто-нибудь имел с ней дело?
Чемпион
Сирень
не катит. Можно конечно, но материал так себе. Также лавр не катит. Из
мягких пород инжир подходит, после хорошей пропитки. У него
преимущество, он не трескается по волокнам.
Алексей, Чернигов
Ещё
Марьянко писал, что сирень по твёрдости идёт после самшита, в наших
местах... Твёрдая она! Я после того как прочитал про материалы для
рукоятей сложил полешек сиреневых и потихонечку делаю с них
рукояти... Только вот рвёт её сильно, даже с замазаными краской
торцами, кое-какие чурочки потрескались, потрескались - это ещё слабо
сказанно! Материал однородный, годовые кольца одинаковй твёрдости,
только цвет светлый и в середине тёмнй, какой-то похожий на какао, чуть
розоватый может быть, можно использовать цветовую комбинацию, если
поколдовать с углом распила... Читал, что большие стволы яблонь при
сушке специально раскалывают в одном месте, мол и идёт дальше
трещина одна,а не несколько мелких... В сирени тоже получаеться один
разрыв ,как правило,и ещё закручивает его... но расколов дальше вполне
на две рукояти выйде с небольшого то стволика...я имею ввиду по
толщине...
Саня, Москва
Позвольте
рассказать о своих впечатлениях. Сирень, вишню, яблоню, грушу
заготавливаю не даче метровыми чурками и кладу в подполье на 2
года. После просушки снимаю кору, вырезаю растрескавшиеся части и
выбраковываю. Оставшиеся куски идут в дело. Вишня -красивый срез,
приятная древесина, но мягковата. Пропитка в олифе портит структуру и
эстетику. Кабнауба -good. Сирень -твердая, с красивыми прожилками.
Пропитка в олифе выгодно подчеркивает структуру дерева. Яблоня, груша -
почти однородны. После пропитки затемняются, но годовые кольца
сливаются в общий фон. Весьма интересна черешня. В Белых столбах
пробовали продавать районированные сорта, да они все померзли.
Находчивые граждане растащили черенки по домам. Твердость - как у
вишни, но кольца и фон весьма красивы как после пропитки олифой, так и
полировкой карнаубой. Облепиха - делал рукоять для шила, весь черенок
усыпан острыми иголочками (конечно, после снятия коры). Короче, занятие
для мазохистов. Но если такого найдете, в результате получите весьма
редкую штуку - твердость между годовыми кольцами разная,
рисунок образовывается за счет разницы в твердости (немного похоже на
старый дуб). Если кто имел с ней дело, прошу поделиться опытом.
Staffred, Estland
Только
сам хотел спросить про облепиху. Срезал толстую ветку с куста, колючек
под корой не обнаружил, цвет древесины очень приятный - от
лимонно-желтого до цвета старого дуба. Твердая, но режется хорошо.
Маленькие трещенки появляются на срезах через пару дней. Еще вереск
интересует. Очень нравится сердцевина кроваво-красного цвета и запах
приятный...
Nick Ross, Donetsk
У
нас еще и акация есть. Делал ручку из ея. Но не из доски,а из ветки.При
фигуристой рукояти (типа как на Ежике)в заглублениях
проявляются слои годовых колец. В итоге, после пропитки
маслом, получается изумительный рисунок,играющий на свету. В
зависимости от угла освещения и взгляда, от серебристо-желтого, до
коричневого. И это в одном и том же месте!
Ylad Klem, Москва
в
Крыму есть дикая фисташка, потрясающее по красоте дерево. У меня два
бокала для карандашей из нее, купил на перевале недалеко от Форосской
церкви. Договорился с продавцом и он притащил мне кусок примерно см 15
в поперечнике и длиной 40см. как я его и просил с обалденно
красивым рисунком. Еще советую всем попробовать "иргу". Очень плотная
древесина, плотнее рябины, сирени. Хорошо просушивается, без трещин, но
надо защищать торцы. (26.03.2004, 01:57:01)
Вот,
вычитал про фисташку "Древесина фисташки очень плотная и
тяжелая, по крепости превосходит дуб и приближается к кости. Она
использовалась в кораблестроении и для производства мелких, требующих
прочной древесины поделок: подшипников, блоков, шестерен." Судя по
моему куску, - все точно.
nimnool, Донецк
Вот
дерева всякие обсуждали, обсуждали, а сливу вниманием обошли... Сижу
сейчас, смотрю на сливовый брусочек - и не знаю, что делать. Как
думаете, каковы характеристики? Пойдет на рукоять?
Serg, Saratov
Только
вчера возился с заготовкой из сливы. Дерево ощутимо мягче, чем
груша яблоня и боярышник. Особенно сердцевина. Царапается ногтем.
Фактура довольно темная, хорошо заметная, особенно после пропитки. Для
рукояти вполне пригодно, но я бы предпочел более твердое дерево.
AlexP, Москва
Я
из сливы фигурки резал - чуть тверже липы, но явно
мягковата.Растрескивается слива меньше яблони - но действительно
хрупковата. Хотя на рукояти, да еще с длинным хвостовиком этого заметно
не будет. В общем, ИМХО, слива на рукоять не катит. Черешня и вишня
(последняя, впрочем, получше) тоже. Виноград в этом отношении получше -
я брал корневой чубучок. Резюмируя сказанное, если и использовать
сливу, то только с последующей пропиткой локтайто-ацетоновой смесью по
рецепту уважаемого Марка - кстати, появится замечательный розовый
оттенок.